Модерн – это стиль. Долгое время понятие “модерн” считалось синонимом дурного вкуса. Переоценка ценностей началась лишь в 60-е годы, а к концу XX века в судьбе стиля произошел переворот – модерн обрел статус общественно признанного и эстетически значительного стиля в искусстве, прежде всего в дизайне интерьера.
В переводе с латыни “modernus” означает “новый, современный”, но термин “модерн” не имеет ничего общего с этим исходным значением. Уже давно это слово воспринимается как имя собственное. Модерн возник в конце 80 годов XIX века. Главным содержанием модерна было не просто стремление к переосмыслению старых и открытию новых художественных форм и приемов, но создания целостного эстетического мироощущения, сотворенного с помощью соединения различных видов и жанров искусства.
Архитекторы-модернисты отказались от традиционной фасадности зданий. Оригинальная планировка комнат, тяготеющая к свободной асимметрии, сочетается с необычным оформлением систем отопления и изящным декором окон, растительный орнамент стен предполагает богатство золото багета и эксклюзивные светильники. Даже дверные ручки приобретают причудливые формы. Внешнее пространство вторгается вовнутрь дома, и наоборот – улицу оформляют как продолжение интерьера. Основной признак стиля – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природным очертаниям.

Согласно основной концепции модерна, архитектура здания, интерьер и вся обстановка помещений должны были составлять единый ансамбль, осуществленный по проекту одного и того же архитектора и художника. Дизайн ткани и обоев приравнивался к дизайну лампы, книжного переплета, столовых приборов, ваз, ст кульев и архитектурного сооружения.
Модерн ориентировался на природные формы, девиз модернистов – “Назад к природе”. Именно идеализированная природа стала одним из основных источников и сюжетов, вдохновлявших модернистов. Плавные, легко перетекающие друг в друга асимметричные линии повторяли изящество и естественность растений. К примеру, в цветовой гамме для росписей стен и обивочных тканей преобладают смягченные тона с крупными стилизованными цветами – ирисами, камелиями, орхидеями, гиацинтами, лилиями, маками и астрами.

С точки зрения колорита предпочтение в интерьере отдается пастельным тонам – лиловому, пепельно-болотному, зеленоватому, жемчужно-серому их сочетаниям.
Мебель и аксессуары приобретают формы. Выражающие текучесть. Плавность линий. Корпусная мебель различного назначения, например, шкафы, комоды – могла быть и прямоугольной, но с обязательным эстетическим “шиком” в виде матового остекления или изящной фурнитуры.

Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных приемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам небывалую выразительность. Витражи и абажуры служили не только для услаждения глаза, но и для приглушения еще непривычного электрического света.

Стандартные по конфигурации дверные проемы заменяются на арки. В старинных особняках дизайнеры предпочитают реставрировать входные и межкомнатные двери – это позволяет почувствовать дыхание времени и придать особый колорит пространству.
Непременный атрибут – зеркала, которые раздвигают границы видимого пространства, создавая перспективу и внося в интерьер элемент игры и мистики. Дизайнеры используют зеркальные панно с причудливой огранкой кромки пластичной формы, навевающей ассоциации с миром флоры и фауны.
Антикварные образцы мебели в стиле модерн прекрасно уживаются с европейскими, тем более, что многие современные производители воспроизводят старинные аналоги с эффектом старины.


11.01.2005 Малюга Светлана
Hosted by uCoz